Лента новостей
01.05.2020

Большой пакет предложений по антикризисным мерам направили в Правительство РФ бизнес-объединения

30 апреля «ОПОРА РОССИИ» совместно с ТПП РФ, «Деловой Россией» и РСПП направила председателю правительства Михаилу Мишустину пакет мер по восстановлению экономики, в частности малого и среднего бизнеса, после пандемии коронавируса.

«Реализуя поручение президента страны, направленное на восстановление занятости, доходов населения и роста экономики, направили от четырех бизнес-объединений предложения по внедрению мер поддержки предприятий для ускорения их выхода из кризисной ситуации и успешного посткризисного развития», — прокомментировал Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.

Авторы письма выразили надежду на то, что представители бизнес-объединений будут участвовать в процессе подготовки общенационального плана восстановления экономики после пандемии COVID-19.

Предложения, разработанные бизнес-объединениями, разделены по блокам и направлены на повышение доступности финансовых средств для компаний, стимулирование спроса, поддержку занятости, малого и среднего бизнеса, обеспечение эффективного применения реализуемых мер поддержки и др. Отдельный блок мер посвящен выводу компаний из режима ограничения деятельности.

Копия письма доступна по ссылке.

Перечень предложений включает 10 разделов:

Ключевые меры поддержки предприятий для ускорения их выхода из кризисной ситуации и успешного посткризисного развития

 

  1. Повышение доступности финансовых средств для компаний, обеспечивающих как текущую деятельность, так и продолжение реализуемых/запуск новых инвестпроектов:
    • Субсидирование кредитов на модернизацию и техническое перевооружение производств в размере ключевой ставки.
    • Расширение программы льготных кредитов системообразующим предприятиям на пополнение оборотных средств путем увеличения лимита до 10 млрд руб., но не более 10% от оборота компании. Распространение программы на дочерние компании системообразующих организаций.
    • Докапитализация ФРП и поднятие лимита на одного заемщика.
    • Запуск бессрочных (вечных) облигаций госкомпаниями с предоставлением банкам, которые будут их выпускать, 100%-ных государственных гарантий, создание «фонда фондов».
    • Запуск новых и расширение существующих льготных лизинговых программ для широкого перечня отраслей, включая субсидирование процентной ставки по лизингу технологического оборудования, распространение мер по отсрочке платежей по кредитным договорам банков на договоры лизинга лизинговых компаний, выпуск рекомендаций лизинговым организациям о предоставлении каникул по уплате лизинговых платежей.
    • Использование в отношении новых кредитов ранее действовавшего механизма постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3.
    • Запуск программы рекапитализации российских несырьевых предприятий посредством выдачи субординированных кредитов сроком на 3-5 лет. Гарантировать банкам 60-80% риска по данным кредитам. Выделить отдельную строку для учета субординированных кредитов в РСБУ. Данная мера позволит задействовать банковскую ликвидность для поддержки российских предприятий и форсировано развернуть инфраструктуру выдачи субординированных кредитов.
    • Механизм отсрочки по уплате процентов по кредитам для системообразующих предприятий до конца 2020 года (либо до официальной отмены специальных режимов на фоне пандемии) с последующей капитализацией процентов.

 

  1. Стимулирование спроса

Платежеспособный спрос со стороны граждан:

  • Программы поддержки потребительского спроса (аналоги программ

«первый семейный автомобиль» и утилизации автомобилей для физических лиц и т.д.).

  • Субсидирование банками и государством grace-period по потребительским кредитам на 2 месяца.
  • Ввести мораторий на налоговые выплаты для физических лиц, включая НДФЛ с заработных плат, не превышающих 5 МРОТ в месяц.
  • Выработать меры поддержки физических лиц: — разрешить вычет расходов по уходу за больными, детьми; — увеличить размер вычета на медицинские расходы.
  • Предусмотреть возможность получения выплат из материнского капитала в размере 1 МРОТ ежемесячно до 30.09.2020.
  • Предусмотреть возможность авансирования социальных выплат (компенсаций и пособий).

 

Со стороны государства:

  • Масштабные инвестиционные программы с максимальным мультипликативным эффектом (здравоохранение, общественный транспорт, инфраструктурные проекты, программа по аварийному жилью, замене изношенного фонда в части водо-, газопроводных магистралей и т.д.).
  • Переход к 50%-ному авансированию государственного заказа.
  • Перенос реализации максимального объема государственных закупок будущего периода на второй квартал 2020 года:

— перенос конкурсов 3 и 4 квартала 2020 года на 2 квартал 2020 года; — перенос плановых заказов 2021 года на 2 квартал 2020 года.

Для этого изменить требования в отношении срока оплаты заказчиком поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) следующим образом:

  • сохранить требование об оплате в течение 15 рабочих дней с даты приемки для закупок у субъектов малого предпринимательства;
  • для прочих закупок (кроме долгосрочных государственных контрактов) предусмотреть оплату в течение 90 дней;
  • для долгосрочных государственных контрактов, предполагающих исполнение в течение более одного года, предусмотреть срок оплаты от 120 до 180 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
    • Предоставление государственных гарантий выполнения своих обязательств в рамках 44-ФЗ государственными заказчиками всех уровней (федерального, регионального,    муниципального),         в        том    числе подведомственными бюджетными учреждениями.
    • Разрешить факторинг по контрактам, заключаемым в рамках 44-ФЗ, а также обязать компании с государственным участием и других участников закупок по 223-ФЗ разрешить факторинг по контрактам.
    • Допуск к предоставлению банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения государственных контрактов без авансирования со стороны Заказчиков банков, имеющих кредитный рейтинг не ниже уровня «B-(RU)».
    • Гарантия выкупа Росрезервом невостребованного запаса социальнозначимых товаров, который останется после прекращения особого режима.
    • В рамках государственных заказов установление правил индексации цен на компоненты и материалы зарубежного производства в соответствии с изменением курса рубля.
    • Для предприятий, на продукцию которых распространяется государственное регулирование цен, подготовить программу субсидирования роста стоимости входящего сырья, материалов и их доставки.
    • Разработка государственной Программы адресной помощи населению (товары первой необходимости, продовольствие, социально-бытовые услуги и т.д.) с размещением прямых заказов на предприятиях.

 

  1. Поддержка занятости
    • Для всех предприятий запуск программы целевых зарплатных кредитов с предоставлением гарантий Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» для кредитных учреждений, а также с субсидированием процентной ставки в размере ключевой ставки при условии сохранения занятости (на уровне 85%).
    • Каникулы на уплату страховых взносов для предприятий на период временного простоя, а также для предприятий, получающих поддержку в виде кредита на выплату зарплаты.
    • Отменить действие комиссии по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) в случае перевода сотрудников на удаленную работу.

 

  1. Фискальные меры
    • Распространение полугодовой отсрочки по всем налогам (кроме НДС) и страховым взносам на все предприятия. Предоставление налоговых каникул предприятиям, чья выручка сократилась более чем на 50% относительно предыдущего месяца.
    • Отмена существующего ограничения по переносу убытков на будущие периоды (не более 50% от суммы убытков). Право переносить убытки на прошлые периоды до трех лет.
    • Ввести мораторий на уплату обязательных фиксированных платежей по специальным налоговым режимам (патентная система налогообложения и единый налог на вменный доход) в случае отсутствия выручки за соответствующий отчетный период.
    • Продлить срок применения режима ЕНВД до 2024 года, установив предельную величину доходов, позволяющего применять данный налоговый режим, в размере 60 млн. руб., и предусмотреть запрет на введение любых новых требований, накладывающих дополнительную финансовую нагрузку на бизнес;
    • Приостановить действие статей 90 и 99 Гражданского кодекса РФ в части предписания о ликвидации хозяйственных обществ в случае, если сумма чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.
    • Разрешить исчислять авансовые платежи по налогу на прибыль и другим налогам, исходя из прогнозных данных, поскольку использование исторических данных приведет к существенному и не имеющему экономического основания извлечению оборотных средств. Либо освободить от уплаты авансовых платежей за 1-й и 2-й кварталы с выплатой по итогам кварталов на основе фактических результатов.
    • Снижение платы с грузовиков, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн.
    • Дать право компаниям использовать ускоренную амортизацию оборудования, закупленного в рамках начатых инвестиционных проектов, в течение 12 месяцев.
    • Разрешить единовременное списание расходов, направленных на создание возможностей удаленной работы сотрудников, обеспечение работы без физического контакта пользователей (потребителей), охрану и защиту здоровья граждан в связи с пандемией.

 

  1. Поддержка малого и среднего предпринимательства
    • Изменение подхода к предоставлению мер поддержки: исходить из определения вида деятельности не по основному коду ОКВЭД, а по коду вида деятельности, по которому субъект предпринимательства получает 50% и более выручки по деятельности (структура выручки таких субъектов может быть доказательно подтверждена по отчетам по контрольно-кассовой технике, расчетным счетам, с целью определения их фактической работы в наиболее пострадавших отраслях).
    • Изменить подходы к регулируемому тарифообразованию в пользу малых и средних производственных компаний, предусмотреть стабильность формулы тарифа.
    • Повысить предельный размер дохода, позволяющего применять УСН, до 300 млн рублей.
    • Повышение доли гарантии Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ (до 85%) по беспроцентным займам, предоставляемым банками субъектам малого предпринимательства на неотложные нужды в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 422.
    • Вернуть прямое субсидирование расходов МСП на технологическое перевооружение: лизинг, приобретение оборудования, создание и (или) подключение к инженерным сетям, IT-сервисы и др., распространить его на субъекты предпринимательской деятельности независимо от вида бизнеса, а также некоммерческих организаций.
    • Распространить меры по отсрочке платежей по кредитным договорам банков также на договоры займов микрофинансовых организаций и лизинговым платежам МСП.
    • В 2 раза поднять порог отнесения хозяйствующих субъектов к категории микро, малого и среднего предпринимательства как по численности сотрудников, так и по обороту компании.
    • Докапитализировать в 2 раза региональные гарантийные фонды и региональные микрофинансовые организации.
    • Освобождение в 2020 г. от арендной платы субъектов МСП, арендующих государственное и муниципальное имущество, чья выручка сократилась более чем на 50% относительно предыдущего месяца, с компенсацией выпадающих доходов субъектам РФ.
    • Предусмотреть для некоммерческих организаций полугодовую отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, а также снижение ставки страховых взносов до 15 % по аналогии с мерами, предусмотренными для поддержки малого и среднего бизнеса.
    • Предусмотреть для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей, снявшихся с регистрационного учета и вставших на учет в службу занятости, пособие по безработице в размере 12 130 руб.
    • Предоставить право субъектам РФ, на территории которых реализуется эксперимент по применению налога на профессиональный доход, снижать ставку налога для разных видов деятельности по аналогии с аналогичным правом по упрощенной системе налогообложения.

 

  1. Регуляторика:
    • Продление сроков действия правоустанавливающих документов на пользование природными ресурсами и разрешительных документов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, лицензий, заключений, аккредитаций, срок действия которых закончился/заканчивается в 2020 г., до 31.03.2021 г.
    • Приостановление до официального завершения распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) года назначения всех плановых проверок, в отношении которых применяется статья 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выездных налоговых проверок, предусмотренных статьей 89 Налогового кодекса РФ, и плановых выездных таможенных проверок, предусмотренных статьей 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
    • Перенести плановые проверки организаций с 2020 года на 2021 год в соответствии с планом, утвержденным и согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
    • Отмена на 2020г./перенос на 2021г. и позднее всех внеплановых проверок в рамках выполнения государственного контроля (надзора), за исключением тех, которые осуществляются в связи с причинением вреда жизни и здоровью, угрозе причинения такого вреда, возникновением ЧС природного и техногенного характера.
    • Отменить использование ст. 236 и ст. 362 ТК РФ в части, регулирующей материальную, административную и уголовную ответственность за задержку выплаты заработной платы сотрудникам.
    • Мораторий на взимание административных и договорных штрафов за просрочку исполнения контрактных обязательств перед государством на период пандемии.
    • Отменить обязательность использования ККМ при расчетах с физическими лицами, при которых денежные средства напрямую поступают на расчетный счет.

 

  1. Обеспечение эффективного применения реализуемых мер поддержки:
    • В отношении предоставления отсрочки/рассрочки по налогам и таможенным платежам и иным мерам поддержки утверждение пошаговой процедуры её предоставления с определением перечня предоставляемых документов и ответственных органов, в дальнейшем — утверждение процедур предоставления одновременно с принятием НПА по новым формам поддержки.
    • Отказ от взимания необоснованных штрафных санкций при использовании мер поддержки (риск взимания штрафа после завершения действия мер поддержки в соответствии со стандартными процедурами, например, в рамках налогового законодательства).
    • Введение моратория на 2-3 года на привлечение к ответственности участников СПИК, КППК, СЭЗ и иных спецрежимов/пользователей иных инструментов поддержки, допустивших неисполнение обязательств в связи с ситуацией с коронавирусом.

 

  1. Поддержка производителей комплектующих/поставщиков системообразующих компаний:
    • Распространение действующих мер поддержки на производителей комплектующих/поставщиков системообразующих компаний, не подпадающих под меры поддержки ни как субъекты МСП, ни как системообразующие.
    • Выведение из-под ограничений на деятельность при условии соблюдений требований Роспотребнадзора организаций, занимающихся производством и поставкой сырья, запасных частей, комплектующих и оборудования для системообразующих и непрерывно действующих организаций.

 

  1. Экология
    • При условии недопущении рисков для экологического благополучия территорий рассмотреть возможность:
  • отсрочки введения в действие повышающих коэффициентов, применяемых к ставкам платы для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, и экологического сбора;
  • минимизации риска приостановки деятельности предприятия в связи с нарушением сроков получения и переоформления разрешительных документов в сфере обеспечения экологической безопасности, вызванных введенными в рамках борьбы с эпидемией коронавируса ограничениями.

 

  1. Вывод компаний из режима ограничения деятельности:
    • Установление четких критериев, которым должны соответствовать компании для возобновления деятельности.
    • Обеспечение быстрого старта для выхода из режима повышенной готовности предприятиям общепита, гостиничного бизнеса и туризма и для предприятий общественного питания путем предоставления налоговых каникул по всем налогам сроком на год, снижение для них ставки НДС до 10%.
    • Разрешение деятельности всех бизнесов, сотрудники которых работают на открытом воздухе, в случае использования необходимых средств индивидуальной защиты и социального дистанцирования.
    • Разработка набора стимулов (гранты, налоговые льготы, освобождение собственников помещений от выплаты кадастрового налога и налога на землю и др.) для компаний, которые самостоятельно разрешают спорные вопросы по долгам, возникающим в результате введения особых режимов, по всей цепочке. Например, льгота всей цепочке участников арендных отношений – банку, торговому центру и арендатору – в случае, если они смогли договориться.
    • Форсирование формирования нормативных правовых актов, обеспечивающих ускоренную цифровизацию экономики и государственного управления.

 

Более 35 предложений уже принято и множество ещё рассматриваются
которую члены «ОПОРЫ РОССИИ» получают со скидкой в 10000 рублей
оказывает еженедельно руководитель Бюро по защите прав предпринимателей

Top